Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОУ отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов.

Цель методической работы: Совершенствование качественного воспитательно-образовательного процесса, его постоянное саморазвитие на основе организации и координации методического обеспечения в целом и повышения педагогического мастерства каждого педагога.

Задачи методической работы: Оказание реальной помощи педагогам и воспитателям в развитии их мастерства профессиональных знаний, навыков, умений, в создании и организации творческих групп; Диагностика состояния методического обеспечения и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Разработка новых методических (педагогических) технологий организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Реализация альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.

Методическая работа на современном уровне реализуется на основе комплекса принципов:

Актуальность – связь с жизнью. Это полный и точный учет современного заказа общества, Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учет проблем, близких конкретному педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка в современных сложных условиях жизни.

Научность – этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы методической работы современным научным достижениям в самых различных областях.

Системность – принцип подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства целей, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами.

Комплексный характер – принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.

Последовательность, преемственность, непрерывность и массовость – принцип предусматривает полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования.

Творческий характер – принцип предполагает творческий характер методической работы, создание в учреждении своей системы методической работы.

Конкретность – учет особенностей учреждения дошкольного образования, дифференцированный подход к педагогу.

Направленность – выделение главного, существенного в повышении квалификации педагогов.

Единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов и руководителей ДОУ.

Оперативность, гибкость, мобильность. Этот принцип требует от организаторов методической работы способности к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ДОУ.

Коллективный характер – принцип разумного сочетания групповых и индивидуальных форм работы и самообразования педагога.

Формы методической работы - традиционные (коллективные и индивидуальные); инновационные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

Инновационные формы методической работы - фронтальные: 1. Педагогические советы;

2. Семинары – практикумы;

3. Педагогическая гостиная;

4. Консультативные дни;

5. Смотры – конкурсы;

6. Деловые игры;

7. Мастер класс;

8. Тренинги;

9. Открытые мероприятия;

10. Педагогический марафон;

11. Аукцион педагогических идей;

12. Образовательный салон;

13. Банк педагогических идей;

14. Педагогические экспедиции;

15. Педагогический час

Инновационные формы методической работы - подгрупповые: 1. Экспертный совет;

2. Методсовет;

3. Городские конкурсы;

4. Кружок качества;

5. Аттестационная комиссия;

6. Обмен опытом работы ПМПК;

7. Проектный совет;

8. Городские методические объединения;

9.Школа молодого педагога «Ступени мастерства».

Инновационные формы методической работы - индивидуальные: 1. Конкурсы;

2. Курсы повышения квалификации;

3. Аттестация;

4. Обобщение опыта работы;

5. Самообразование;

6. Выступления перед аудиторией;

7.Наставничество;

8. Педагогическое портфолио.

Модель методической работы: 1. Работа с педагогическим коллективом;

2. Работа с родителями;

3. Работа с детьми;

4. Работа с медицинским персоналом;

5. Работа с обслуживающим персоналом;

6. Преемственность со школой;

7. Работа с социумом;

8. Педагогический совет;

9. Цели, задачи;

10. Направления;

11. Принципы;

12. Функции;

13. Формы;

14. Результат работы;

15. Качество методической работы;

16. Контроль;

17. Методическая деятельность;

18. Методический совет.

Перспективы методической работы: 1. Курсы повышения квалификации и обучение в высших и средних педагогических учебных заведениях (педагоги, обслуживающий персонал);

2. Повысить процент аттестации педагогов на высшую и первую квалификационную категорию;

3.Обобщенный опыт работы педагогов – стажистов распространять на страницах российских, областных и местных газет и журналов.