Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОУ отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов.
Цель методической работы: Совершенствование качественного воспитательно-образовательного процесса, его постоянное саморазвитие на основе организации и координации методического обеспечения в целом и повышения педагогического мастерства каждого педагога.
Задачи методической работы: Оказание реальной помощи педагогам и воспитателям в развитии их мастерства профессиональных знаний, навыков, умений, в создании и организации творческих групп; Диагностика состояния методического обеспечения и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Разработка новых методических (педагогических) технологий организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Реализация альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей.
Методическая работа на современном уровне реализуется на основе комплекса принципов:
Актуальность – связь с жизнью. Это полный и точный учет современного заказа общества, Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учет проблем, близких конкретному педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка в современных сложных условиях жизни.
Научность – этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы методической работы современным научным достижениям в самых различных областях.
Системность – принцип подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства целей, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами.
Комплексный характер – принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.
Последовательность, преемственность, непрерывность и массовость – принцип предусматривает полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования.
Творческий характер – принцип предполагает творческий характер методической работы, создание в учреждении своей системы методической работы.
Конкретность – учет особенностей учреждения дошкольного образования, дифференцированный подход к педагогу.
Направленность – выделение главного, существенного в повышении квалификации педагогов.
Единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов и руководителей ДОУ.
Оперативность, гибкость, мобильность. Этот принцип требует от организаторов методической работы способности к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ДОУ.
Коллективный характер – принцип разумного сочетания групповых и индивидуальных форм работы и самообразования педагога.
Формы методической работы - традиционные (коллективные и индивидуальные); инновационные (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).
Инновационные формы методической работы - фронтальные: 1. Педагогические советы;
2. Семинары – практикумы;
3. Педагогическая гостиная;
4. Консультативные дни;
5. Смотры – конкурсы;
6. Деловые игры;
7. Мастер класс;
8. Тренинги;
9. Открытые мероприятия;
10. Педагогический марафон;
11. Аукцион педагогических идей;
12. Образовательный салон;
13. Банк педагогических идей;
14. Педагогические экспедиции;
15. Педагогический час
Инновационные формы методической работы - подгрупповые: 1. Экспертный совет;
2. Методсовет;
3. Городские конкурсы;
4. Кружок качества;
5. Аттестационная комиссия;
6. Обмен опытом работы ПМПК;
7. Проектный совет;
8. Городские методические объединения;
9.Школа молодого педагога «Ступени мастерства».
Инновационные формы методической работы - индивидуальные: 1. Конкурсы;
2. Курсы повышения квалификации;
3. Аттестация;
4. Обобщение опыта работы;
5. Самообразование;
6. Выступления перед аудиторией;
7.Наставничество;
8. Педагогическое портфолио.
Модель методической работы: 1. Работа с педагогическим коллективом;
2. Работа с родителями;
3. Работа с детьми;
4. Работа с медицинским персоналом;
5. Работа с обслуживающим персоналом;
6. Преемственность со школой;
7. Работа с социумом;
8. Педагогический совет;
9. Цели, задачи;
10. Направления;
11. Принципы;
12. Функции;
13. Формы;
14. Результат работы;
15. Качество методической работы;
16. Контроль;
17. Методическая деятельность;
18. Методический совет.
Перспективы методической работы: 1. Курсы повышения квалификации и обучение в высших и средних педагогических учебных заведениях (педагоги, обслуживающий персонал);
2. Повысить процент аттестации педагогов на высшую и первую квалификационную категорию;
3.Обобщенный опыт работы педагогов – стажистов распространять на страницах российских, областных и местных газет и журналов.